Американская компания RapLeaf уже несколько лет успешно ведёт работу в области мониторинга социальных сетей (SMM) со сбором и интеллектуальным анализом полученных данных. Иными словами, суть подобного бизнеса — сбор максимального количества информации о пользователях интернета с целью дальнейшей продажи.
На сегодняшний день в базе данных RapLeaf уже хранится информация об огромном количестве пользователей: более одного миллиарда.
Основное применение таких данных очевидно: реклама. Точнее, увеличение эффективности рекламы за счёт более точного таргетинга. Интересен и тот факт, что наиболее популярны такие услуги среди политиков.
В конце прошлого года эта компания даже была участником небольшого политического скандала: журналисты из Wall Street Journal обнаружили внезапное появление большого количества узкоспециализированной рекламы, которая доставлялась конкретным адресатам. В ходе журналистского расследования удалось установить, что кандидат от республиканцев Джим Бендер пользовался услугами компании RapLeaf в ходе своей предвыборной кампании.
Юридически, компания RapLeaf не имеет права хранить в своих базах имена пользователей, но сейчас в этом нет особой необходимости: закон пока не запрещает хранить идентификаторы учётных записей в социальных сетях, из которых можно в любой момент получить имена пользователей.
Естественно, данные собираются не только с помощью анализа социальных сетей. При регистрации на одном из многочисленных сайтов-партнёров RapLeaf, пользователю устанавливаются cookies, с помощью которых можно быстро и надёжно собрать информацию о пользователе.
Стоит отметить и то, что подобные аналитические исследования социальных сетей имеют и «мирное» применение. Например, существует проект по выявлению подобными способами людей, которые находятся в депрессии и могут совершить самоубийство или нанести вред себе или окружающим.