Французская пресса сообщает о возникшем в обществе беспокойстве по поводу массового прослушивания телефонных переговоров. Многие политики и журналисты открыто заявляют, что их телефоны прослушиваются.
Официально во Франции прослушивание телефонных разговоров ограничено законом, но многие организации, занимающиеся экономическим шпионажем, часто используют свои возможности и для других целей. Например, для прослушивания переговоров политиков.
Более того, вполне функциональное оборудование и программное обеспечение для незаконной прослушки телефонных линий на сегодняшний день общедоступны: и то и другое можно без проблем приобрести через интернет.
Как и в большинстве европейских стран, во Франции есть два типа законного прослушивания телефонных переговоров.
- Первый тип — прослушивание по разрешению представителя судебной власти в рамках уголовного расследования. Не распространяется на депутатов парламента и адвокатов, в год выдаётся около 30 000 таких разрешений.
- Второй тип – прослушивание по разрешению служб премьер-министра и Национальной комиссии по контролю перехвата данных с целью обеспечения безопасности. Цель — предотвращение терактов, борьба с организованной преступностью и т.п. В год выдаётся не более 5000 таких разрешений.
Все остальные факты прослушивания телефонных разговоров относятся к третьему типу: нелегальные.
Программные и аппаратные средства для прослушивания сегодня становятся всё более доступными. Несмотря на незаконность прослушки, такие комплекты можно заказать через интернет за сравнительно небольшие деньги: всего от 100 евро.
Получается, что такой способ шпионажа в европейских странах доступен практически всем. Конечно, ни у кого нет и не может быть какой-либо статистике по нелегальному прослушиванию телефонных переговоров, но небольшая статистика покупок комплектов для неё говорит о том, что большинство покупателей вовсе не шпионы и не политики. Это в основном:
- ревнивые мужья и жёны, проверяющие друг друга,
- родители, контроллирующие своих детей,
- руководители предприятий, оберегающие коммерческие тайны от разглашения.
Ещё в 2007-м году во время предвыборной гонки и Николя Саркози и его оппонент Доминика де Вильпен отказывались говорить по телефону о делах, опасаясь прослушки.
Рафарен Жан-Пьер (Jean-Pierre Raffaran, премьер-министр) и сейчас не затрагивает потенциально важные темы в телефонных разговорах, а Ален Жюппе (Alain Juppé, бывший премьер-министр, действующий мэр Бордо) вообще не пользуется мобильным телефоном.
Хотя есть политики и с другой позицией. Например, Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin, бывший премьер-министр) из принципа не предпринимает никаких предосторожностей, показывая тем самым свою политическую открытость.