Один из часто задаваемых вопросов о различных способах мониторинга и сбора информации — это вопрос о юридической безопасности такого рода действий.
Эта статья не является руководством к каким-либо действиям, являясь по сути частным мнением автора. Мы крайне не рекомендуем нарушать закон, в какой бы ситуации вы не оказались.
Оно и не мудрено — закон (речь о российском законодательстве) разрозненный, временами противоречащий сам себе или здравому смыслу, крайне запутанный и к прочтению человеком без юридического образования вообще малопригодный.
Мы попробуем разобраться в нём и дать рекомендации и рецепты для наиболее частых случаев. Начнём с мониторинга активности пользователей компьютеров (как домашних, так и корпоративных), а затем обратимся к аудио- и видеонаблюдению.
Закон и мониторинг компьютера
Итак, вы хотите установить на компьютер программу, которая будет собирать информацию о действиях пользователей. Это может быть домашний компьютер, или компьютер в какой-либо организации.
1. Домашний компьютер.
С точки зрения законодательства, вы можете устанавливать программы для мониторинга действий пользователей на компьютер при одном условии: если этот компьютер принадлежит вам.
Если им кроме вас пользуется ещё кто-то — вы можете оповестить их об этом, а можете не оповещать, закон этого не требует.
Если вы устанавливаете такое ПО на компьютер, который вам не принадлежит — вы нарушаете закон.
Естественно, мы говорим только о фактах установки и использования программ, на которые в законе нет иных ограничений. И совсем другой вопрос будет заключаться в полученных таким образом данных, распоряжаться которыми тоже нужно крайне аккуратно и с оглядкой на закон.
Например, получив с помощью любого примитивного аппаратного или программного кейлоггера логин и пароль от аккаунта социальной сети, который принадлежит другому человеку, вы не нарушите закон.
Но если вы откроете браузер, перейдёте на страницу социальной сети и введёте там этот логин и пароль — ваши действия становятся злонамеренным уголовного наказуемым действием (которое, к тому же, легко доказать правоохранительным органам).
2.Офисный компьютер.
На использование программ для мониторинга активности пользователей в офисах действует то же ограничение, что и на домашние ПК: установка программ юридически разрешена только руководителю организации или ответственным людям по его приказу.
Юридически, использование таких программ для наблюдения за подчиненными в офисе в рабочее время — разрешается и не противоречит нормам законодательства.
Трудовой Кодекс РФ требует от работника в рабочее время использовать оборудование своего рабочего места (компьютер) для выполнения трудовых обязанностей. Т.е. использование офисного компьютера в личных целях фактически противоречит трудовому законодательству.
Законы о защите персональных данных работника тоже не противоречат применению программ для наблюдения за подчиненными. Дело в том, что руководство организации изначально имеет доступ ко всем персональным данным работника через кадровую службу или специалиста по кадрам.
Для полной юридической чистоты (и максимальной эффективности) перед внедрением в организации такого программного обеспечения мы рекомендуем оповестить (под подпись) приказом по организации о том, какое ПО будет установлено, какие данные и для чего будут собираться. Без подписи сотрудника под таким приказом, все собранные вами впоследствии материалы никакой юридической силы иметь не будут.
Для новых сотрудников информацию о мониторинге лучше добавить непосредственно в трудовой договор (например, в его часть «Особые условия»).
Обратите внимание: такие решения не дают 100% эффекта, т.к. и поиграть в «пасьянс», и сфотографировать важный документ злонамеренный сотрудник может и с помощью мобильного телефона. Используйте их в комплексе как минимум с видеонаблюдением.
Закон и скрытое видеонаблюдение, прослушка
В плане видеонаблюдения закон РФ крайне расплывчат и неоднозначен, кроме того, его нормативы крайне противоречат обвинительной судебной практике.
Одно можно сказать точно: со скрытым видеонаблюдением лучше вообще не связываться, т.к. очень велик риск оказаться на скамье подсудимых ещё при покупке «специальных технических средств, которые предназначены для получения негласной информации» (ч. 3 ст. 138 УК РФ).
Определение такого рода «технических средств» настолько туманно, что под него попадает даже любой современный сотовый телефон:
- закамуфлированные под бытовые предметы
- имеющие вынесенный зрачок входа
- работающие при низкой освещенности объекта
Законодательство никак не определяет понятия «закамуфлированный» и «бытовой предмет», что позволяет правоохранительным органам закрывать глаза на камеры в сотовых телефонах (бытовой предмет), но успешно обвинять людей, разместивших камеры в элементах систем противопожарной или охранной сигнализации (не являются бытовыми предметами) или даже в стенах зданий (являются частью зданий, а не предметами).
Таким образом законное видеонаблюдение в организации должно отвечать следующим требованиям:
- Не должно быть скрытым.
- В организации должен быть создан внутренний правовой акт о видеонаблюдении.
- Все сотрудники должны подписать согласие на наблюдение.
- В заметных местах должны быть размещены предупреждения о наблюдении.
- Камер не должно быть в туалетах, душевых, раздевалках.
К размещению камер в собственной квартире меньше требований (как и меньше способов проверить их исполнение), но важно знать одно: ответственность наступает в случае последующей попытки использовать запись (публикация без разрешения записанного лица, шантаж и т.п.).
Что касается аудио-жучков, то они попадают в категорию «спецсредств» практически все. Единственный однозначно доступный вариант — диктофон или любая программа-диктофон в сотовом телефоне в собственном кармане. Всё остальное признано незаконным на уровне Конституционного Суда РФ.